Между
тем я использовал "727" для своих регулярных служебных
поездок. Но этот самолет стал у него костью в горле. Для Генри было
невыносимо, что я на нем летал, когда он не мог этого делать.
В
один прекрасный день Генри внезапно отдал распоряжение продать "727"
шаху Ирана за пять миллионов долларов.
Сотрудник,
отвечавший за авиаслужбу компании, был потрясен. "Быть может,-
спросил он,- следует объявить торги?" "Нет,- ответил
Генри.- Я хочу, чтобы сегодня же у нас этого самолета не было".
Компания на этой сделке потеряла изрядную сумму.
После
одной внутренней ревизии Генри пришлось возвратить компании 34 тысячи
долларов. Он был буквально схвачен за руку, и даже его собственные
ревизоры не могли его выручить. Генри ничем не мог оправдаться и всю
вину взваливал на жену, но тот факт, что он вообще признавал хоть
какие-то злоупотребления, уже сам по себе примечателен.
В
конечном счете Рой Кон отозвал иск из суда. Хотя держатели акций
ничего не добились, но Кон получил свой гонорар за приложенные им
усилия - примерно 260 тысяч долларов. В который раз Генри вышел сухим
из воды.
Но
все это пустяки по сравнению с затеей по сооружению "Центра
Ренессанса".
Общеизвестно,
что "Центр Ренессанса" представляет собой сверкающий
комплекс административных зданий, магазинов и высочайшего в мире
отеля. Его назначение состояло в том, чтобы реализовать обширную
программу спасения от упадка деловой части Детройта, судьба которой с
годами становилась все более мрачной и угрожающей, так как
штаб-квартиры различных фирм, предприятия торговли и сферы услуг
постепенно покидали центр Детройта и переселялись в пригородные
районы.
Генри
решил возвести монумент самому себе и собрать для этого необходимые
деньги. Официальный взнос Форда составил 6 миллионов долларов,
разумеется, из средств корпорации. Вскоре этот взнос был увеличен до
12 миллионов долларов. В дальнейшем ассигнования компании были
доведены до 100 миллионов долларов. По крайней мере так гласила
официальная версия. Однако, по моей оценке, в "Центр Ренессанса"
было вложено еще сотни две миллионов долларов, особенно если учесть
затраты, связанные с переводом наших служащих в центр города, чтобы
заполнить эти гигантские административные башни. Естественно, лишь
малая доля этих колоссальных расходов была когда-либо предметом
гласности.
Меня
это глубоко возмущало. Нам следовало тратить Деньги на повышение
конкурентоспособности нашей продукции в сравнении с той, которую
выпускала "Дженерал Моторс". Вместо того чтобы вкладывать
средства в экстравагантную недвижимость, "Дженерал Моторс"
направляла свои прибыли в разработку моделей малогабаритных
автомобилей. Несколько раз я в личных беседах давал понять Генри, что
я обо всем этом думаю. Но он игнорировал мое мнение.
Роль
Генри в строительстве "Центра Ренессанса" была бы совсем
иной, если бы он следовал примеру Карнеги, Меллонов и Рокфеллеров.
Эти семьи направили крупные суммы собственных денег на общественное
благо.
Однако,
в отличие от великих филантропов, Генри в своей щедрости чаще всего
полагался не на свои деньги, а на деньги других людей, на деньги,
принадлежавшие не ему лично, а компании и ее акционерам. Само собой
разумеется, что при этом совета у держателей акций никогда не
спрашивали.
С
самого начала затея с "Центром Ренессанса" терпела провал.
К 1974 году, когда его строительство было завершено лишь наполовину,
нехватка ассигнований уже достигла 100 миллионов долларов. Чтобы
восполнить этот дефицит. Генри поручил Полу Бергмозеру,
вице-президенту по закупкам, облететь страну и постараться убедить
другие компании "инвестировать" в "Центр Ренессанса".
Пятьдесят пять фирм раскошелились. В их числе тридцать восемь
находились в прямой зависимости or автоиндустрии, в особенности от
компании "Форд мотор".
|