Предыдущий, 1980 год
оказался для нас катастрофическим: мы его завершили с убытком 1,7
миллиарда долларов. Но и для компании "Форд" этот год не
был праздничным. Она понесла почти такие же убытки - свыше 1,5
миллиарда долларов. Еще более важно то, что доля компании на рынке
значительно снизилась. А ведь в 1978 году она составляла 28
процентов. Теперь, три года спустя, она упала до 15 процентов.
Я
попросил сотрудника нашего аппарата Тома Деномме набросать кое-какие
планы слияния. Через несколько недель Том разработал проект
предложения, который выглядел весьма разумно и заманчиво.
Согласно
этому проекту, компании "Форд мотор" следовало физически
поглотить фирму "Крайслер". Поскольку "Форд мотор"
была намного крупнее и здоровее, именно ей надлежало стать выжившей
компанией. Отделения "Крайслер" и "Додж" должны
были продолжать свои операции, по уже в качестве третьего и
четвертого отделений "Форд мотор", вслед за отделениями
"Форд" и "Линкольна-Меркьюри".
Мы
с Томом видели большие выгоды, которые такое слияние сулило обеим
компаниям. Сила "Форд мотор" была и нашей слабости, и
наоборот. Мы оба, прежде чем прийти на службу в фирму "Крайслер",
много лет работали в компании "Форд" и поэтому хорошо знали
проблемы и нужды обеих компаний.
Если
бы слияние состоялось, выгоды для корпорации "Крайслер"
были бы очевидны, настолько очевидны, что их можно выразить одним
словом: выживание.
Но
что же оно сулило компании "Форд"? Очень многое. В то время
фирма "Форд" занимала прочные позиции в Западной Европе,
где она расходовала непропорционально большие средства. Между тем в
Америке ее доля на рынке резко сокращалась. После второго нефтяного
кризиса импорт автомобилей нанес ей чувствительные удары. Кроме
субкомпактной модели "Эскорт-Линкс" - "всемирного
автомобиля" компании "Форд", то есть эквивалента нашей
модели "Омни-Хорайзн",- компания не располагала ни одной
моделью малогабаритной переднеприводной машины.
Более
того, фирма "Форд" вот-вот уже готова была пойти на
массированные миллиардные вложения, чтобы организовать производство
моделей "Темно" и "Топаз", которые лишь
дублировали бы уже имеющуюся в корпорации "Крайслер" модель
"К". Если бы мы слились, мы могли бы начать продажу
модифицированного варианта фордовской модели "Эскорт"
взамен нашей "Омни-Хорайзн", а фордовские отделения могли
бы начать продажу наших новых машин "Эриес" и "Рилайент".
Согласно разработанному плану, "Форд мотор" обеспечила бы
рынок переднеприводным автомобилем большего размера, первоначально
запланированным на 1987 год, и большей частью автомобилей
стандартного размера, так же как и грузовиками. А мы бы пустили в
продажу мини-фургон 1984 года.
Для
компании "Форд" слияние с "Крайслером" являлось
самым быстрым и легким способом вернуть себе прежние прочные позиции
на втором месте в автоиндустрии. Одним росчерком пера "Форд
мотор" могла бы обогнать "Дженерал Моторс" по объему
продаж грузовиков и занять первое место на автомобильных рынках
Канады и Мексики. В самих США слияние позволило бы компании "Форд"
резко повысить ее долю на рынке - с 17 до 27 процентов.
Если
бы слияние с корпорацией "Крайслер" реализовалось, "Форд
мотор" достигла бы 75 процентов объема продаж легковых
автомобилей "Дженерал Моторс" в США. Вот тогда мы оказались
бы свидетелями настоящих скачек. Альфред Слоун перевернулся бы в
гробу, так как новая компания имела бы четыре отделения против пяти у
"Дженерал Моторс". Это было бы фантастическое зрелище
несущихся голова в голову двух гигантских корпораций. Это было бы
чудесно для Америки. А банкирам и юристам такое слияние доставило бы
наслаждение, так как они лицезрели бы величайшую сделку в истории
американской индустрии.
С
другой стороны, как показали наши исследования, в случае, если бы
корпорация "Крайслер" прогорела, доля компании "Форд"
возрасла бы на рынке лишь незначительно.
|