В
течение 1980 года я посетил буквально каждый завод компании, чтобы
поговорить непосредственно с рабочими. На массовых митингах я
благодарил их за то, что они держались вместе с нами в эти тяжелые
времена. Я говорил им, что, когда дела пойдут лучше, мы постараемся
снова уравнять их заработную плату со ставками, действующими в "Форд
мотор" и "Дженерал Моторс", но произойдет это не очень
быстро. Я выложил им всю правду; в ответ одни кричали, улюлюкали и
бранились, другие аплодировали.
Я
провел также встречи с администрацией заводов. Я спрашивал, есть ли
ко мне вопросы. Не всегда мои ответы их удовлетворяли, но уже сама
возможность поговорить друг с другом означала большой шаг вперед.
Все
это олицетворяло высшую форму общения: председатель правления
корпорации беседует с рядовыми работниками. Любой может его
выслушать, и любой может сознавать себя участником беседы. Я часто
практиковал такую форму общения в компании "Форд", но там
мне это было легче, так как дела в штаб-квартире шли нормально.
В
корпорации "Крайслер", однако, кризис следовал за кризисом.
Это изматывало. День кажется ужасно длинным, когда приходится
обмениваться рукопожатиями с сотнями людей. Кто-либо из рабочих
сборочного конвейера обязательно захочет вас обнять, или преподнести
подарок, или поведать вам, что молится за вас Богу, потому что вы
сохранили ему работу.
Как
раз в этот трудный период женщина по имени Лилиан Зирвас, служащая
завода на Линч-Роуд в Детройте, написала заметку в заводскую газету.
Она, по существу, призывала рабочих усердно трудиться. Она писала:
"Когда вас уволят, у вас, быть может, появится много времени,
чтобы подумать о тех днях, когда вы лодырничали или когда старались
не замечать дефектные детали".
Я
ей написал, что ее заметка мне очень понравилась, и пригласил
навестить меня в моем офисе. Она заявилась с тортом собственного
изготовления. Помнится, что он был глазирован шоколадом, а в качестве
одного из ингредиентов входило пиво. Не знаю уж, как там она его
приготовила, но это был самый вкусный торт из всех, какие я
когда-либо ел. Моя жена написала Лилиан Зирвас письмо с просьбой
выслать ей рецепт этого торта.
Разумеется,
не все наши рабочие разделяли мнение Лилиан. Мало радости, когда тебе
сокращают почасовую ставку заработной платы на два доллара, и все же
не совсем точно утверждение, постоянно повторяемое в средствах
массовой информации, будто такое сокращение означало, что рабочие
фирмы "Крайслер" получают в час на два доллара меньше, чем
рабочие компании "Форд" и "Дженерал Моторс".
Дело
в том, что в отличие от компании "Форд" и "Дженерал
Моторс" на попечении корпорации "Крайслер"
относительно гораздо больше пенсионеров. Начать с того, что у нас
средний возраст рабочей силы самый высокий в отрасли. К тому же нам
пришлось уволить тысячи работников. А всем рабочим, которые тогда
оказались дома, корпорация обязана выплачивать пенсию, покрывать их
расходы па медицинское обслуживание и вносить за них взносы по
страхованию жизни. А деньги на все эти расходы должны создавать
работающие на наших предприятиях.
В
нормальные времена все это не составляет проблемы. На каждого
пенсионера приходится по крайней мере два фактически запятых в фирме
рабочих, и они создают достаточно продукции, чтобы за ее счет можно
было платить ему пенсию и производить другие выплаты. Однако к 1980
году у нас создалось нелепое и беспрецедентное соотношение между
числом работающих и пенсионеров: на каждые 100 пенсионеров было
только 93 работающих. Иными словами, на нашем содержании оказалось
больше людей, сидящих дома, чем фактически работающих! В результате
каждый рабочий фирмы "Крайслер" нес на себе бремя
экономического обеспечения как самого себя, так и еще кого-то
другого.
Здесь
перед вами еще одна сфера, в которой проблемы корпорации "Крайслер"
отражают общие процессы, происходящие в нашем обществе. Это тот самый
феномен, который
|